1 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ Интервью с председателем Преображенского братства Дмитрием Сергеевичем Гасаком КИФА: Вот уже пять лет мы отмечаем День православных братств. Принесло ли это усилие вхождения в православную традицию плоды? Укрепилась ли перспектива возрождения общинной и братской жизни в церкви? Д. С. Гасак: Инициатива Преображенского братства ежегодно отмечать День православных братств родилась в связи со столетием указа Святейшего патриарха Тихона, изданного 1 февраля 1918 года, через несколько месяцев после октябрьского переворота в Петрограде. В этом указе патриарх, в частности, обратился к церковному народу с просьбой и благословением устраивать духовные союзы, церковные объединения верующих, которые могли бы составлять ткань церковной жизни в то время, когда советская власть наращивала репрессии против Российской православной церкви, против церковного народа и иерархии. Этот призыв был не случаен. Он был вызван, видимо, желанием патриарха собрать, сохранить церковный народ, стремлением не допустить распада церкви. Этот призыв был услышан, и его было кому услышать. За церковь в то время в разных регионах страны стояли массы людей, живущих церковной жизнью, являющихся носителями православной традиции. Это был поток народной жизни, который составляли как простые люди, так и высокопоставленные, как крестьяне, так и горожане, в том числе люди, представлявшие собой элиту русского общества – и духовную, и политическую, и культурную, и экономическую, и научную. Отмечая День православных братств, уместно вспомнить не только послание патриарха, но и те инициативы создания братских союзов, которые это обращение вызвало. Их было немало, и не только в столичных городах, Петербурге и Москве. И конечно, этот праздник является для нас не только данью памяти, но и стремлением обратить внимание на братский характер церковной жизни, потому что без созидания братств, братских связей, братских отношений жизнь православной церкви в России немыслима. Вы спрашиваете, что произошло за эти годы. Довольно трудно говорить об этом, потому что пять-шесть лет для церковной жизни – срок небольшой. А мы ведь говорим не просто о череде событий, которые в этот день проводятся в разных городах Преображенским братством, пусть и совместно с епархиальными структурами, приходами и общественными организациями, а скорее о возрождении братской традиции в нашей церкви. А это дело непростое. Мы сейчас не можем сказать, что в церкви есть братское движение, подобное тому, какое было, скажем, в 1920-е годы. У нас есть братства институциональные. Их и до революции было немало. Это были братства, созданные при епархиях, монастырях, духовных школах и приходах. Поскольку они представляли собой прежде всего институциональные объединения, все они после введения большевиками антицерковных законов прекратили своё официальное существование. Но те союзы, где единство было неформальным, живым, наиболее соответствующим евангельским принципам церковной жизни, сохранились несмотря на то, что с такого рода объединениями православных христиан советская власть боролась в первую очередь. Сейчас интерес к жизни православных братств, конечно, возрос в разных епархиях. Другое дело, что созидание братской жизни происходит не быстро, тем более что, к сожалению, это не везде вызывает поддержку у настоятелей приходов или епархиальных архиереев в силу непонимания необходимости для церкви таких объединений. КИФА: Мы спрашивали об этом разных архиереев. Один из них сказал: «Знаете, у нас пока нет братств, но, наверное, будут». Другой из них, митрополит, ответил: «Я могу сейчас объявить, чтобы было 10 братств, могу даже 100 братств создать, но нам же этого не надо. Нам надо, чтобы они появлялись снизу». Вот какие мысли появляются у архиереев. Д. С. Гасак: Да, конечно, многие из них понимают, что без братских связей в церковном народе им самим будет трудно. Ещё, может быть, стоило бы добавить, что за эти годы удалось привлечь внимание многих людей к этой теме. После разного рода тематических встреч, больших конференций, выставок для многих людей эта сторона церковной жизни просто открылась, многие стали видеть церковь иначе. КИФА: Сергей Зегжда говорил нам, что Александро-Невское братство считало своим днём рождения 1 февраля 1918 года. И это странно, потому что даже первоначальное Александро-Невское братство по защите Лавры возникло 3 февраля, или даже 4 февраля 1918 года, а братство, которое мы знаем по более поздней истории, – 1 февраля, но 1919 года. Неужели они имели в виду именно призыв патриарха? Д. С. Гасак: Вполне возможно. Всё же тогда к воззваниям патриарха относились более неформально. Тогда дистанция между словом патриарха и действием народа церковного была короткой. А сейчас эта дистанция, конечно, очень велика. Ведь очень показательно, что появившееся сто лет назад обращение патриарха народ сразу принял к исполнению, а значит, было кому воспринять, и это принципиально важно. Сейчас мы не имеем такой отзывчивости церковного народа на воззвания патриарха. Впрочем, таким образом и патриарх, к сожалению, сейчас не обращается к церковному народу. Мы говорим сейчас о норме церковной жизни, а не о том давлении и репрессиях, которые происходили в советские времена и не остались без последствий для церковной жизни. Но, в конце концов, мы тут за себя должны отвечать. Со стороны народа такого отклика нет. Кто у нас читает обращения патриарха, кто у нас знаком с решениями Синода, которые публикуются в день его заседаний на сайте Московской патриархии? Думаю, что даже не все настоятели храмов знакомятся с этими решениями, что уж говорить о простом народе. Понятно, почему так происходит: советские гонения имели результат. Но нельзя не скорбеть и о том, что в наше время никто в народе не воспитывает внимания к общецерковным вопросам и их решениям. А ведь решения церковного руководства относятся ко всей церкви, значит, ко всем нам. Сто лет назад отношения были иными, и это очень важно помнить. КИФА: Но откуда в 1918 году появился этот народ без катехизации, в синодальной системе, в результате Константиновского периода, которые не способствовали ни воцерковлению, ни братскому единению? Д. С. Гасак: Всё-таки тысячелетняя традиция – это не пустой звук, какие бы ни были трудности – и Петровские реформы, и секуляризация, и культурные влияния эпохи Просвещения и другие. Кроме того, советская власть была настолько чуждым элементом, что это, конечно, видели многие, и те, кто имел хоть какой-то вкус к духовной жизни, к правде и подлинности жизни, не могли не объединиться. Мы, живущие в вакууме, где встретить людей верующих, а уж тем более церковных, довольно трудно, к сожалению, плохо осознаём, что тогда Россия представляла собой нечто иное. И конечно, нужно вернуть долг памяти всем, кто в те тяжелейшие времена не оставил церковь, не предал её, а собирал церковный народ, созидал братские отношения в ней. Когда разрушалась внешняя оболочка церковной жизни, внутренние связи сохранялись, и это очень ценно для нашего современного опыта. Многое дошло до нас буквально в крупицах. В 1970-е, 1980-е, 1990-е годы ещё живы были дети, внуки тех, кто вступал в Александро-Невское и другие братства, и мы, слава Богу, могли их видеть и слышать. Это тоже чрезвычайно важно для сохранения и преемственности традиции. Ещё одна задача, конечно, – привлечь внимание к сегодняшнему дню и сказать, что церковная жизнь на братских основаниях – это то, что насущно необходимо, без чего церковь не сможет нормально строить свою жизнь. Так что пять лет – это, конечно, немного, но всё же и результаты есть, и перспективы очевидны. На фото: Екатеринбург, февраль 2019 г. На Литургии в канун дня памяти новомучеников и исповедников Российских в дни проведения конференции, посвящённой истории православных братств в период Гражданской войны